Истина в труде... Звукоизвлечение
Звукоизвлечение: почему-то повелось, что струнно-щипковые инструменты, вместе с популярнейшей гитарой - сопроводительницы, аккомпаниаторы и более никто…
До глубины обидно, ведь на праздниках, ярмарках, свадьбах, крестинах… она постоянно верховодила. Другие все более отлично скоморошничали, крутились, вертелись, юлили и, здорово нахитрьюжив, преуспели в захвате «почетных» мест в оркестровых ямах, на сценах, в верхних эшелонах. А гитара, как была любимицей, баловницей простолюдина (коих миллионы), так и осталась, которая, в родном – людском времяпрепровождении, все ищет лично ей преподанную Богом пристань. Что, подлянка судьбы? Невезение? Иное - пятое? Не стану детально трепаться о гитарном многообразии, общеизвестных акустико-эмоциональных дарованиях… отмечусь, что у других иных далеко не такая всенародная жизнь, и со всей ответственной могу заявить, что народ гудит набатом: «Никуда от нее, золотушки, не денемся, не уйдем! Никакая она не чужачка, издавна наша и в горе, и в радости с нами, родненькая!!» Поди, поспорь.
Не стану обсуждать детальные принципы подобной народной установки, выхода на излишнюю «шикарнизацию» феномена в нужном срезе, только скажу, что отправной точкой придерживаюсь сугубо научно-практического подхода к освещению интересующей в данный момент проблемы – звука.
Многие годы назад, друзья отца, в день его рождения, преподнесли в подарок аудио запись открытого урока Пако де Люсия, на котором маэстро отмечал следующее: «…лично, в структуризацию постановки рук не верью… многоцветия звуковой палитры гитары можно достичь и на одном месте. Конечно, достичь при всем неподражаемости гитарного многоцветия, особого тембра – хлопотное дело, стоит немалых трудов, однако, руки всегда «под - рукой» и всегда под строгим контролем».
Для того, чтобы полностью владеть в любую сторону «управляемым» звуком (от «PP P», до «FFF»), со всех пальцев правой руки иметь одинаковые по силе звуки, легко преодолевать многогранные «перепады» ньюансировок, многого иного, гитаристу предстоит долгая дорога… причем, тернистая. Примите совет: полностью сконцентрируйте внимание на правой руке с несгорбленной свободной кистью и, правильно расставленными пальцами, защипивайте струну(ны) движением, берущим начало с первого сустава пальца, подключая 2-й, затем 3-й. Цель - любым пальцем правой руки выработать одинаковый силый звук, строго похожий на предыдущий!
Спецыальные упражнения проигрываются на разных струнах желательно на закрытых и в особо медленном темпе (тирандо, апояндо) пальцами: p i m a. В первый день, работа идет на 1-й струне, во второй - на 2-й, в третий - на 3-й, так в течение 6-и дней.
После, все начинается заново.
Подключение к упражнениям многими «подзабытого» мизинца лично я считаю полезним, ибо если не будут развиваться мышцы данного мизерпальца, недоразовьются и связки мышц соседних пальцев, особенно безымянного. Если для немалого числа гитаристов мизинец выступит вроде «неродного» придатка, следует напомнить, что человек – самая современная махина, в которой нет ничего лишнего…