Истина в труде... Секреты мастеров

Помнится, в одном из немногих для нас переведенных материалов о великом генуезце Никколо Паганини, вычитала, что на крутом споре с товарищами о всевозможности лично им изобретенных и напридуманных методов занятий, маэстро обещался за короткий срок обучить любую посредственность виртуозной игре. Ударили по рукам. Скрипач взял в ученики самого «средненького» струнника (виолончелиста). Когда назначенное время вышло, бывший «середнячек» предстал перед публикой совершенно иным музыкантом. Нет, как уверяет историк, второй Паганини, Крейслер или Шпор из него не получился (наверное, нужен и особый дар), однако явно - ощутимый успех был. Вспомним чуть ли не единственного и любимого ученика маэстро Паганини, малолетнего вундеркинда Камилло Сивори, творящего неимоверное на своей скрипченке, вспомним других. И если окунемся в недавнюю историю страны Советов с постоянными заботами о росте отечественных творческих кадров, то увидим, как солисты в ответ на заботы ими чтимого народа, титаническим трудом вывели советскую школу исполнительства на высшие мировые рубежи!

Конечно, в этой бесконечной жизненной карусели, роль направляющего неоценима. Рядом должен стоять не посредственный, холоднокровный учителишка, кому и буренка не доверишь, а опытный наставник, сильный, темпераментный специалист, прошедший разные трубы, проплывший многие воды и постоянно внушающий подмастерью, что: «Терпение и труд, все перетрут!» Но и подмастерье должен помнить суть другой поговорки: …на него надейся, а сам не плошай!

Мир знал, знает и до очередного пришествия будет знавать имена виртуозов, профессионально раскрывающих замыслы великих зодчих музыки. Однако, согласитесь, уйдя в мир иной, большинство из гениев инструментализма вовсе или почти ничегошеньки не оставили потомкам от своих напридуманных великих методов, вложенных в их умные головы Создателем! Поэтому, черт возьми, нам, как и нашим вчерашним предкам, приходится заново изобретать, когда-то уже изобретенное «телеговое колесо», что тут хорошего?

Что-то не так? А как? Ведь об этом столько растрезвонено, слыхано и переслыхано, что даже в ушах звенит. В своем фундаментальном труде «Школа игры на шестиструнной гитаре» испанский гитарист, музыковед и педагог Эмилио Пухоль Виларруби пишет: …во многих изданиях и издаваемых многочисленных школах подробно излагаются трудности игры на гитаре, однако отсутствует главное – описание способов их преодоления, отсутствует раскрытие «секретов» современного исполнительского искусства… Об этом же пишут и другие виртуозы - исполнители, педагоги, теоретики разных времен, стран.

Приведу еще пример, теперь уже из «семейного альбома». Отцовская семья, вернувшись из ссылки (1951 – 53 гг.), начала восстанавливаться. До переселения отец серьезно учился игре на скрипке. И после продолжил, стал изучать творчество великих исполнителей, особенно Паганини: удлинял смычек, волос смычка натирал сухим мылом, чуть слышно играл часами, привязывал оттягивающие резинки к рукам, пальцам… вобщем много экспериментировал. Тогда казалось, что именно так можно получить «паганиниевскую» чудо-свободу игры, неимоверную легкость «диких» пассажей, мощный, непрерывающийся звук, другое. Позже понял, что скрипач попросту прятал от разных надзирателей и подсмотрщиков методы занятий, которые даже в ХХI веке не стали понятны ни армии страждущих, ни многотысячным дерзателям, ни личным историкам.