Роман Виталиевич («Маруся-русак»): от новичка до мастера
В специальном интервью для Gitarre.ru музыкант петербургской группы «Маруся-русак» рассказывает, с чего стоит начинать любителям гитары, почему настоящий мастер никогда не скажет, что умеет играть, с кого нужно брать пример и по каким критериям стоит выбирать себе инструмент.
– Сколько нужно проучиться, чтобы не соврать, говоря «я умею играть на гитаре»?
– Всю жизнь! Если человек говорит «я умею играть на гитаре», скорее всего, он застрял на одном месте и не совершенствуется. Ни один гитарист не скажет, что он крутой. Хоть я играю лет двенадцать, меня до сих пор многое не устраивает в собственном исполнении. Гитара требует много времени. Достаточно два-три дня не брать инструмент в руки, чтобы пальцы слегка одеревенели. Иногда я уделяю недостаточно внимания гитаре – тогда я не могу сыграть даже то, что сам придумал.
– Как правильно выбрать первую гитару?
– Инструмент лучше брать качественный, чтобы он хорошо строил и был с толковым звуком. Музыканту должно быть просто удобно играть. Как правило, этими характеристиками не обладают дешевые гитары. И лучше брать узкий гриф. Мне широкий гриф надоел еще на акустике. Когда идете покупать гитару, пригласите с собой опытного музыканта. Но сам я в первый раз выбирал сердцем, ориентировался на чувства и приобрел гитару своего кумира. Мой первый Stratocaster был китайской дешевой копией гитары Fender, как у Курта Кобейна. И досталась она мне совершенно случайно. В электричке на Сочи какой-то парнишка продавал ее за две тысячи рублей. Ему не хватало денег на хорошую гитару.
– С кого вы брали пример во время своего самостоятельного обучения?
– Когда я начинал, то под гитару пел песни, зарабатывал себе на еду. Учился на улице всему и сразу. Я смотрел, как люди реагируют, делал выводы, тренировался дома. В юности я больше всего «косил» под Кобейна. Мне нравились его звукоизвлечение, гармонические ходы и то, как он просто играл, выстраивал звук. Манера игры «а ля Курт» давала мне свободу и легкость в игре. У меня самого кумиров много. Девид Гилмор, Джими Хендрикс, Курт Кобейн, Джон Фрушанте...
– Важно ли гитаристу знать ноты?
– Да. Хотя нотной грамоте сам я выучился не сразу. До всего доходил сам, постепенно. Поначалу я просто запоминал то, что делают другие музыканты, пытался повторить. Слушал много разной музыки, одновременно подыгрывая на гитаре. Но без знания нот соло не сыграть. Это как по минному полю ходить. Не знаешь, куда палец поставить, чтобы было гармонично, выйдет ерунда.
– Должен ли начинающий гитарист постоянно слушать гитарную музыку?
– Должен ли пекарь всё время есть булочки? Конечно, это не обязательно. Можно зациклиться, играть однообразно. А гитаристу нужен собственный почерк. Новичкам я рекомендую слушать гитару как отдельно, так и в общем музыкальном потоке. Надо понимать, как устроена музыка в целом, где нужна гитара, где нет.
– На кого новичку стоит обращать пристальное внимание: гитарных «технарей» вроде Meshuggah или классиков вроде Пьера Анри, которого не интерпретировал только ленивый?
– Мне особо не нравится ни первые, ни второй. Meshuggah могу послушать местами, но не долго. Они однообразны. Анри – музыкант не на мой вкус. Я бы советовал послушать Эрика Клептона, Джони Хендрикса, Сантану, Джими Пейджа времён Led Zeppelin.
– Какие три песни вы бы посоветовали разучить новичку, уже познакомившемуся с Am-Em и классическими самоучителями?
– Учите «Битлз»! Они всегда круты и девушки их любят (смеется)!
– Нужно ли разграничивать обучение на акустической гитаре и электрогитаре?
– В первую очередь начинают с акустики. Всё отталкивается от нее, даже бас-гитара. Я плотно играл на акустической гитаре пять лет, делал обыгровки и представлял, как они будут звучать на электрогитаре с овердрайвом. Потом, когда я взял электрическую гитару, никто не понял, что я играю на ней первый раз в жизни. Когда сейчас беру акустику, это непривычно, есть скованность, потому что акустика не позволяет сыграть того, что можно сыграть на электрической. Я начинаю чувствовать скованность во звукоизвлечении. Опять же, где-то электрогитара будет неуместна.
– Что важнее, учиться бою или тренировать умение вести переборы?
– И то и другое в равной степени. Это как прихрамывать на одну ногу. Поэтому нужно заниматься в обязательном порядке всем. Но, повторюсь, нельзя зацикливаться на чем-то одном.
– Какую гитару предпочитаете вы?
– Разные. Сейчас я играю на Fender Jaguar. Она мне нравится своей универсальностью. Я могу играть как плотные сёрф или хард рок, так и легкие джаз или фанк. Хотя очень хочется снова взять в руки свой Fender Stratocaster 1965 года, он очень удобен и прост в обращении. Каждая гитара обладает своим характером, душой. Поэтому у гитариста должно быть как минимум три хороших инструмента. Для каждой песни – свой звук.
– Почему на некоторых фотографиях из жизни группы «Маруся-русак» вы держите в руках бас?
– Перед записью альбома мы потеряли басиста. Качественную замену быстро найти не получилось, поэтому мне пришлось вспоминать, как держать этот инструмент. Когда-то я даже играл на бас-гитаре в самодеятельной группе. Я люблю бас. Это другая стихия и эстетика. В какой-то момент перед музыкантами стоит выбор: либо осваивать бас как основной инструмент, либо работать с гитарой, но тогда бас придётся забросить и брать в руки только в самые необходимые моменты. Сейчас специально для проекта «Маруся-русак» мы используем Fender Jazz Bass. Хорошая вещь! Гитара – это продолжение твоей мысли. Прежде чем взять в руки инструмент, ты должен понимать, что ты хочешь сказать кому-либо, даже самому себе.