Истина в труде... Экстримальные ситуации

Думаю, уместно рассказать горьковато – смешной случай. Будучи в Санкт – Петербурге, зашли в «Гостиный двор» со стороны пр. Невского. О чудо, на витрине, никуда не убегая, преспокойно возлежал аккорд «Augustine», - мечта многих гитаристов. Предки сходу раскошелились, причем, ощутимо. Хотя, в этом красивейшем городе много играла, струны сберегла для столицы, где ждал сольный концерт. Как обычно, за три дня до выступления натянула их (если много занимаетесь и руки потеют, раньше натягивать не стоит, могут «расфальшивиться»), к утру, они «поползли» (профи знакомы с этим выражением), аккорд оказался обыкновенной штрафиркой.

Расскажу второй случай и тоже с подлянкой. Все было готово к началу концерта, все проверено, все расчитано – просчитано! Все, как обычно. Менеджер лишь на пару минут оставил территорию сцены, меня объявили. Пошла. Вдруг, заметила, что на сцене стоит очень низенький, неказистый стул… Пришлось придержать выступление, искать замену, нет, не мне, - стулу! Конечно, была заминка, конечно, была нервотрепка, накладка, вовсе ненужная концерту. Кто и зачем подменил стул, так и не выяснили. Это – не главное. Главным представляется, сколько нервных стрессовых ситуаций сопровождают артиста, которые, постепенно скручиваются в массивную плеть и несчадно хлестают его же.

Расскажу третий, происшедший с известным скрипачом и дирижером РФ Владимиром Спиваковым (со слов артиста). В одной цивильной стране, скрипач исполнял «Чакону» Баха. Нежданно, к сцене подбежал человек и вылил на тело скрипача, что – то пурпурно - яркое. Не прерывая игры, маэстро подумал, что фанатик ранил его в живот. Несколько капель «крови» попали на инструмент, вглядевшись, скрипач понял, что это не кровь, а краска. Исполнение великой «Чаконы», конечно, довел до обычного финала. Но, господи, сколько мужества, железной выдержки, огромной воли требует сложная жизнь от истинного и никомунемешающего, доставляющего наслаждение артиста?!

Я много думала где выход из экстремальных ситуации, где путь к преодолению специально или случайно возникающих при репетициях, разовых выступлениях, гастролях, каверз и неувязок: то колки отпустят, то струна лопнет (ведь у некоторых исполнителей идут звуки огромной мощи), то злой дух разшебуршится и выкинет разное, ведь и ему старому, хочется позабавиться, когда Бог отдыхает. Видимо, суть в главном: полном владении собой, просчете, взвешивании всего, что надо чувствовать и никак не теряться!

Этому здорово помогают специальные упражнения из набора тренировочного режима, именуемого автотренингом и, конечно, хороший врач – психиатр. Только не с таким назначением, как у известного писателя Жан Поля: «Хороший врач спасет если не от болезни, то хотя бы от плохого врача».

Во время выступлений, особенно на периферии, более в холодные месяцы года, температура в зале часто претерпевает ощутимые колебания. Здесь же обытают вечные сквознячки сцены, неотопленные «предбанники», холодные артистические, иное подобное, потому следует здорово беречь не только свой организм, но, что немаловажно, – организм гитары, который более других деревянных инструментов восприимчив к перепадам температуры. Не следует забывать и про дополнительные освещения сцены разнолинейными прожекторами, прямо направленными для подсветки артиста, инструмената, вспышки различных аппаратур корреспондентов, рекламистов, крутящихся рядом… все отрицательно сказывается на мощь звучания гитары, особенно, на ее строй.