Истина в труде... Октавы
Именно от этой цепной реакции оберегал нас прима - гитарист прошлого Дионисио Агуадо, отмечая, что …медленная, недолгая, рационально - рассчитанная вибрация, создает самое приятное для восприятия звучание, главное, - освобождает гитариста от излишних напряжений и неприятностей физического и физиологического характера.
Некоторые гитаристы используют вибрацию и другого вида (только пальцем не подключая кисть): прижимая к ладу струну, тем же пальцем левой руки оттягивают ее вниз и таким же приемом приподнимают ее вверх. Метод «достает» из инструмента звучание похожое на звук гавайской гитары, что - то страдальческое… Однако здесь кроме эмоционального есть и минусы технического характера: метод трудноисполним при темповой игре, струны быстро выходят из строя и другое.
Октавы: головокружительные, феерические «паганинивские» октавные пассажи – бесподобны. Настоятельно предлагаю разучивать их вдумчиво, с полной конструктивостью. Аппликатура новшества в следуюшем: вместо ползания по грифу октавами в режиме ушедшей старины: 1-4, 1-4, еще раз 1-4 1-4… Паганини заменил старый ход новой октавной аппликатурой: 1-3, 2-4, еще раз 1-3, 2-4... Замена, будто простая, однако практична и эффектно - гениальна, хотя, подождал бы немного, додумались бы и мы. Шутка.
На гитаре, из – за специфичности устройства грифа, редкого строя, не всегда и невезде удается «гладко» вкрапливать в музицирование «паганиниевскую» аппликатуру октав в первозданном виде. Гением, они придуманы для своего инструмента. Но, следует по-возможности смешивать «паганиневскую» апликатуру октав с общеизвестной (1-4,1-4), это помогает ощутимо ускорить темп исполнения октавных пассажей, а также создает уверенность точного попадания в позиции. Следует отметить и то, что смешивание этих двух совершенно разных аппликатур помогает исполнять октавы свободно не ненапрягая руку.
Играть «Каприччо» (капризы, прихоти) Паганини, не всем позволительная роскошь. Осилить их зависит от специфики физиологического строения рук, накопленного технического мастерства высшей пробы, характера самого индивида.
Очень советую переиграть все 24 «Каприччо», если не на концертах то хотя бы для себя. Они принесут неоценимую пользу: стала свободнее разбираться в мегаполисах технических сложностей шедевров, «неимовернонагроможденных» тонкостях аппликатуры, привычными предстанут сложнейшие тональности, ритмическая «чехарда», особочувствительно заработает слух, т. п.
Не примите за менторство, однако, советую и то, что при определенных знаниях сольфеджио, теории музыки, гармонии, приемов музанализа, всегда очень полезно создавать собственные варианты переложений (хоть для себя). Вспомните добром. Здесь неоценимую услугу могут оказать разучивания фрагментов из «Каприччо» № 4, 9, 21, 23, которые наиболее близки к классической гитаре, как по конструкции, так и по звучанию.
Разучивая 24-й Каприччо (переложение А. Борка, обработака П. Вещицкого), лично я много трудилась над темой, повторяющейся почти во всех регистрах с появлением «несносных» вариаций на особых скоростях, неординарных трудностей.
Увлекая себеподобновеликих, Никколо Паганини подтолкнул титанов создать сложнейшие интерпретации в его стиле. Так появились: Франсиско Эшея Таррега - «Венецианский карнавал» на тему Паганини, Сергей Рахманинов – Рапсодия на тему Паганини для фортепьяно с оркестром и др.