Истина в труде... Дирижирование
Дирижирование: бегло читать партитуру, видеть и чувствовать себя в горной, бурной оркестровой реке королевской форелью, уметь повезти за собой хотя бы масенький косячок оркестра, - истинная благодать.
История почти не знает случая, когда крупные ваятели музыки, маститые исполнители хоть прошлого, хоть настоящего, не вставали за дирижерский пульт, не брали в руки «жезл» и хоть на время не становились «поводырями» целой когорты музыкантов! Думаю, - эта извечная мечта любого уважающего себя исполнителя высокого класса.
Мне тоже выпал случай дирижировать камерным оркестром. Было это в Батуми на летней эстраде. Счастье было огромное, чувство несравнимое. Слаженный ансамбль дал особую возможность прочувствовать самое божественное от «моцартовской» музыки. Я диржировала целых 10 минут. Вечное спасибо дирижеру, огромное спасибо оркестрантам, доставившим незабываемую, ни с чем не сравнимую радость.
Примите как дружеский совет: хотя бы раз в неделю слушайте записи в самом разном исполнении; стойте у зеркала и старайтесь дирижировать (руководить) «текущей» из диска музыкой; если телеэкран с видиопленкой смотрится в зеркало и рядом лежит открытая партитура, то, - это уже сказка сказок!
Изучать каждому продвинутому инструменталисту партитуры, без излишних напряжений, анализировать приемы известных дирижеров, осмысливать поведение подвинутых оркестровых коллективов, солистов, очень полезно, даже круто!
Если иногда доведется официально встать у дирижерского пульта, хоть несколько мгновений поруководить композитором созданым, то, разбирая все досконально, никак «не пропадет ваш скорбный труд» и в обязательном порядке принесет неоценимую пользу познанию сокровенных тайн музыкосоздания: ваятель–лицетворщик, личного призмовидения спиралеобразных крутяще – вертящихся в душе многогранных созвучий, сотканых из святого числа “7“, дающего твердые гарантии, что не зря все было, незря все есть и может, еще не зря все будет!
Р.S. кроме всего наотмеченного, в обязательном порядке приглашаю разноплановых специалистов и, в первую очередь высокочтимых коллег, присоединиться к начатой в моем эссе «Строки озарений…», продолженной в работе «Истина в труде…» (размышления о совершенствовании техники игры на классической гитаре), а так же в ваших монографиях, научных статьях, практических разработках… к програмной полемике с нужными и квалифицированными нашему делу выкладками, о том, каким видится у горизонта многогранный статус гитариста, профессионализм, будущее инструмента. Заодно, ясно узреть, что в первую очередь надлежит сделать для создаия «Единой школы гитарного исполнительского искусства» вообще и классической гитары в частности, во – вторых, приложить максимум усилий для создания сугубогитарного вещательного канала для его последующего самовыражения и самоутверждения.
Я же всегда отстаивала и буду отстаивать рубежи, что инструмент настолько могуч, настолько незыблем, говоря на староруссколитературном – настолько нерукотворен, что у ее служителей, популяризаторов, «болельщиков»… всегда найдется многое, что можно «положить» в общую копилку, предназначенную во благо ее будущего!
Ваши отзывы, дельные предложения, советы прошу nрисылать.
С искренним уважением, Гванета БЕТАНЕЛИ