История бас гитары и низкочастотных инструментов в целом

Как бы странно это не звучало, но оказывается, что бас гитара - это не гитара. Названа она так по сходству внешних признаков. На самом деле, прямой предок современной классической гитары (и всех видов современных гитар)  –  это лютня, т.е. щипковый струнный инструмент, при игре расположенный горизонтально, однако, бас гитара – это реинкарнация контрабаса, как скрипка, альт, виолончель происходит от виолы. При игре инструмент располагался вертикально.

Далее развитие инструментов нижнего диапазона шло на основе виольного семейства. Виола де гамбо, играющая в нижнем регистре (violine) могла солировать, имела большие размеры и 5-6 струн. Контрабас- виолы применялись уже вXV веке для октавного усиления, делая звучание струнной группы похожим на орган. Контрабасовая виола является предшественником контрабаса, у которой без пятой струны получается классический басовый строй.

Вернемся во вторую половину ХХ века. Рок энд ролл, затем эпоха панка. Море молодежного протеста. Эрик Клэптон уже придумал перегруженный гитарный звук. Любой гитарист становится героем, все хотят стать гитаристами.

«В наше время считалось, что бас гитарист, это какой то толстый парень, стоящий в дальнем углу сцены» Сказал как-то Пол Маккартни. Любой музыкант хочет самореализации. По-моему, бас гитара стала стремительно развиваться благодаря полным профанам, с чувством собственного достоинства и немногим профи, которым стал интересен инструмент. Изобретение новых стилей дало толчок к смене задач инструментов. Другие функции баса диктовала структура композиций. Люди перестали играть «правильно».

Вполне перспективный музыкант пианист Клиффорд Ли Бертон, влюбившись в бас, занимался по шесть часов ежедневно. Спустя много лет его ORION осмелился вживую исполнить только Роб Трухилье. Лес Клейпул признается, что заиграл на басу от скуки и достиг феноминальной техники, понятия не имея о теории музыки вообще. Стив Харрис не стоял в тени группы, он ее создал. Никакого музобразования не имеет, выбрал бас «потому, что он большой, мужской и громкий». Петер Балтес тоже хотел играть на гитаре, но предложили только бас. Один из основных композиторов ACCEPT доигрался до одного из лучших басистов Германии.

Невозможно доподлинно узнать, кто ввел тот или иной прием игры, скорей всего во всем виноват Джако Пасториус. Он был психически болен, он плевать хотел на «ритмическую основу, фундамент композиции», он создавал многоплановые соло-пьесы, активно внедряя гитарные фишки, Виктор Вутен, Маркус Миллер, например, до сих пор используют его наработки. Он сказал «Я лучший басист мира, если это не так, попробуй сыграть лучше».

Привычная, разная музыка продолжалась, но пипл подсел на глэм. Все пропало. Многочисленные «ксюши в юпочках из плюша» с американских побережий рвали эфир, бас вернули в его изначальное положение, гармонический подклад. Но на этом фоне мир узнает Билли Шихана, даже в рамках этого направления поднимающего басовые возможности на новый уровень.

Параллельно развивается джаз, фьюжн. Стьюард Хемм, Джон Патитуччи. Эти ребята играют уже очень сложно, на шестиструнных басах. Расширение диапазона дает возможность исполнения теппингом полифонических этюдов, ведя басовую и мелодическую линии одновременно в разных частях грифа.

Выходят сольные альбомы басистов, где на бас гитаре созданы законченные многосложные мелодические композиции. Оголтелые «тру» блэк-дет металлеры вдруг вспоминают Баха, который в свое время все структурировал. Джазовые приемы, использованные на басе в тяжелом роке, очень сильные технически соло на безладе, построенные на классических гармониях, заставляют поверить, что исполнительский и композиторский уровень «тупых» металл басистов сравним с участниками симфонических оркестров. Джонни Миянг (Dream Theatr), Тони Чой (Cinic, Atheist), Стивен Диджорджио.

Вернувшись к истокам, очевидно, что 5-6 струнный бас это давно забытое прошлое. Просто новый виток развития.

Подобная ситуация параллельно наблюдается и в классической, особенно камерной музыке. Великолепный инструмент контрабас тоже не стоит на месте, он уверенно развивается, расширяет рамки привычного. Существует довольно много виртуозов контрабасистов, как современных, так и признанных мэтров, например признанный в мире Сергей Кусевицкий, исполнявший сложнейшие пьесы соло для контрабаса или, например, Анри Тескье. Этим исполнителям удается добиться остроты и точности интонации в низкочастотном диапазоне, что очень важно для восприятия слушателями.