Баритон гитара
Баритон-гитара представляет собой промежуточный этап между басом и обычной шестиструнной гитарой. Собственно, внешней разницы неофит и не заметит - тот же корпус, тот же гриф, те же крепления - однако впечатление об их идентичности развеется с первыми же звуками: баритон-гитара, как следует из названия, звучит значительно ниже привычной. Диапазон ее настройки варьируется от DGCFAD - что всего на тон ниже стандартной, до ADGCEA - что на кварту ниже. Еще кварта - и будет бас.
Подобного эффекта помогает достичь увеличенная мензура (расстояние от верхнего порожка до подставки) - по сравнению с привычной длиной обычной шестиструнки (от модели к модели она варьируется от 23 до 26 дюймов), мензуральная длина баритона лежит между 27.5 и 30 дюймами (у баса, для справки, она 34). Соответственно, это диктует и другую толщину струн: если золотая середина тенора пролегает от .012 до .054, то у баритона она находится от .017 до .095.
История баритон-гитары.
Ошибочно полагать, будто баритон-гитара - продукт эволюции и плод любви баса и тенора; были в сфере баритональных струнных щипковых инструментов и другие аналоги. Обычно принято упомянать так называемый гитаррон (guitarron mexicano - мексиканская большая гитара) - действительно огромный инструмент, с виолончель размером, настраиваемый на квинту ниже обычной гитары: ADGCEA, под вдохновением от которого Эрни Бол в 1972 году сконструировал акустический бас.
Баритон же появился в 1954, на фабрике Danelectro, как своего рода предтеча тяжелого звука - но в тогдашней музыкальной общественности надобности в нем наблюдалось. Инструмент "не выстрелил" - мало раскупался, мало использовался, не обрел особой популярности... Собственно, с ним случилось самое страшное, что могло произойти с инструментом в те годы - он начал использоваться в саундтрэках к вестернам. И даром бы режиссером был Клинт Иствуд!
Однако среди авторов кантри, столь распространенного в этом жанре кино, были и такие значимые фигуры как Джонни Кэш и Дуэйн Эдди (оба нонче пребывают в зале славы рок-н-ролла, несмотря на то, что кантри) - и во многом благодаря ним (а также Вилли Нельсону, Мерлу Хаггарду и прочим) баритон постепенно нашел себя в музыке. И вскоре появился в серфе - авангарде зараждающегося рока: пионеры этого жанра Beach Boys и, конкретнее, их гитарист Брайан Уилсон, записали две песни с баритоном: "Dance, Dance, Dance" и "Caroline, No". За ним последовал Джек Брюс из Cream (большой поклонник Bass VI), Джон Энтвистл из the Who и, конечно, Битлы - Леннон и Харрисон..
Долго ли, коротко ли, но количество моделей баритон-гитары возросло до космических масштабов - помимо двух версий у danelectro, таковыми обзавелись еще и Gretsch, Guild, Gibson, PRS, Music Man и кто только не; партии не поражали размерами, в силу специфичности инструмента, однако было видно, что баритон is here to stay.
На поле тяжелого звука конкуренцию баритону составлял Bass VI, выпущенный в 1961 году под знаменами фирмы Fender - инструмент, позволявший расширить диапазон бас-гитары как вниз (добавочная B), так и вверх (добавочная C). Помимо него, популярность обретала русская семиструнка, чей “тяжелый” потенциал к тому времени уже был оценен по достоинству.
Все эти инструменты неоднократно сравнивались - в каждом из них есть свои преимущества и недостатки. Что касается баритона, то картина соотношения pros & cons очевидна: минусами его является потеря верхнего диапазона (вряд ли необходимого для инструмента, играющего ритм) и специфика строя, подразумевающая транспонирование всех партий (не составящее труда для людей, мало-мальски соображающих в музтеории), несомненным плюсом - легкость в освоении: инструмент не требует ни новых аппликатур, ни наращивания особого скилла игры, вся раскладка партий - идентична тенору, ну и, соответственно, отчасти басу.
Так они и шли втроем - Баритон, Семиструнка и Шестиструнный - шли и вошли в эру тяжелой музыки. Первыми сигналами для популярности баритона стало использование его группами Sonic Youth и Butthole Surfers - потом за ними потянулись Staind (гитарист Майк Мушок, создатель собственной линейки, в частности, баритонов), the Earth (Дилан Карлсон), Стив Рэй Вон, Fugazi и многие другие. Послужной список баритона - от кантри до метала, с остановками на гранже, гаражном роке и даже, прости осспади, J-key.
Впрочем, большинство вышеуказанных исполнителей использовали баритон в качестве инструмента ритм-секции - что вряд ли может вдохновить на его изучении при прослушивании их композиций. Самыми интересными в этом плане являются гитаристы-стэндэлонщики: Пэт Метени, Энди МакГи, Дон Росс, Клифтон Хайд и прочие.
Time to make a choice
Мы публикуем наш перевод отрывка статьи, посвященной баритон-гитарам, за авторством Art Hill, premierguitar.com:
"..Некоторые музыканты используют ее [баритон-гитару] как замену басовым инструментам, в то время как другие используют баритон для добавления новых оттенков в звук их гитар. Однако используя ее, учтите (факт, подтвержденный опытом) - осторожней смешивайте и связывайте эти гитары. Даже если музыка просто суперски аранжирована, бас, стандартная гитара и баритон в сочетании могут дать жуткую сумятицу и какофонию. ...
Выбирая баритон-гитару для своего арсенала, учтите, что длина мензуры варьируется от производителя к производителю. Некоторые компании делают мензуры баритонов почти той же длины, что и на стандартной электрогитаре, что обычно приводит к более отчетливым средним частотам. Другие баритоны оснащены длинными мензурами - некоторые даже экстремальными 30.5 дюймами - что является промежуточным этапом между гитарой и басом.
Толщина струн, используемых для баритон-гитар, варьируется обычно от .012-.054 до .017-.080. Размер струны и длина мензуры очень сильно влияют на звук и "играбельность" инструмента, так что поэкспериментируйте, что лучше для вас.
Еще одна проблема может крыться в настройке. Некоторые инструменты сделаны для строя на кварту, а то и квинту ниже стандартной гитары, другие - на октаву ниже [редакция имеет заметить, что здесь речь идет о басе]. Альтернативные строи также распространены, в том числе и открытые. Обычные гитарные параметры тоже должны быть вами рассмотрены при выборе: тремоло или стоптэйл, конфигурация звучков, ширина грифа и т.д.
Быстрый поиск выдает несколько компаний, производящий баритон-гитары. Наиболее крупными именами среди них являются Ibanez, Gibson и Fender. Также есть лютье, производящие кастомные инструменты, как электрические, так и акустические. Хорошим выбором может стать Fender Jaguar Baritone Specail HH, с 27 дюймовой мензурой, оснащенной звукоснимателями Dragster.."
Где купить баритон гитару
К нашему стабильному, но оттого не менее громадному сожалению, баритон-гитары в России зверь по-прежнему незнакомый и мало распространенный. Ореал обитания - преимущественно Москва/Питер, да и там их днем с огнем не сыщешь. Можно попробовать найти предложения б/у на форумах, можно - заказать из Америки: цена сильно варьируется от модели к модели, начинаясь где-то от пяти с половиной сотен (это где-то 17.000) - верхней планки, понятно, не существует.
Стоит ли оно того? Да, если есть лишние 17.000 - потому что гитара очень универсальна. По собственному опыту скажу, что ею можно заменять и бас (в случае с акустическими ансамблями, на мой вкус, даже нужно), и обычную шестиструнную гитару (каподастр при случае поможет).
Кроме того, эта гитара идеальна для аккомпанемента вроде "вокал-гитара", где высокий диапазон не нужен - и, в отличие от семиструнок, использовавшихся бардами как раз для привычного вальсового щипка, она еще и не требует дополнительного освоения.
© Гайто, 2012 год.