Арф-гитара
Гитарфа, она же арф-гитара, она же аглицкая harp-guitar - страннейший и удивительнийший инструмент, который, невзирая на свою редкость и специфичность, достаточно широко известен в узких кругах окологитарной общественности и, более того, является объектом фантазий многих ее представителей. В нынешнем понимании этого слова арф-гитара являет собой привычный всем нам инструмент с добавочными открытыми струнами, т.е. струнами с неизменяемой звучащей длиной.
История этого инструмента восходит к концу восемнадцатого века, когда были произведены первые относительно напоминающие арф-гитару инструменты - хотя по сути говоря, они были намного ближе малоизвестным ныне цистре, торбану и иже с ними, нежели нынешней арф-гитаре..
История арф-гитары
Один из первых инструментов, который действительно можно было бы назвать прямым предком современной арф-гитары был произведен в Англии в первой четверти девятнадцатого века. Автор его неизвестен, и все, что мы о нем знаем - то, что человек этот был с незаурядной, хотя и несколько шизоидной фантазией. Ничем другим идею создания данного инструмента объяснить нельзя - он представлял собой арфу, передний брус которой был выполнен в форме гитары и, собственно, гитарой и являлся. Роль же самого бруса, оказывающего сопротивление основным струнам, выполняла странного вида шпала, прикрепленная к феерических размеров корпусу и выполняющая также роль бриджа "гитары". О том, как и какой звук автор надеялся получить из инструмента, нам не известно - однако при наличии вышеупомянутой шпалы, глушащей все и вся, и грифа, повернутого боком к исполнителю, можно предположить, что на выходе это давало совсем феерический результат...
Вскоре после этого был произведен другой инструмент, автор которого также остался анонимным - уже сильно напоминающий нынешнюю арф-гитару. За основу был взят гитарный корпус, значительно расширенный по сравнению с привычным; справа от него уходил вверх гитарный гриф на шесть струн, головка которого соединялась с монструозного вида деревянной перемычкой (да простят меня лютье, читающие эту статью), которая, в свою очередь, крепилась к корпусу при помощи ножки от венского стула. На перемычке (вычурно-декоративной, в лучших традициях виньеток) располагались восемь колков, по количеству открытых струн. Завершал данную фантастическую конструкцию один-единственный резонатор, совсем крошечный для такой конструкции, да еще и с решеткой, выполенной в форме окна-розы Нотр-Дам де Пари.
Существовали и другие модели, вполне претендующие на роль предка арф-гитары: Креатив Джозефа Маста, датированный тысяча восемьсот двадцать седьмым годом и представляющий собой эдакую гитару для арфистов - без какого-либо намека на открытые струны, однако же с конструкцией, типичной для арфы.
Американская арф-гитара Шерра, тысяча восемьсот тридцать первого года выпуска, также без открытых струн, но с полутора метрами в высоту и располагающаяся при игре вертикально.
Специфический инструмент лондонского лютье Гросджина, сорокого года, являвший нашим глазам два гитарных грифа с мензурами, разнящимися дюймов эдак на десять.
И многие другие - включая (не могу смолчать!) феерической красоты двугрифовую типа-как-бы-арф-гитару Жозе Гольегоса с множественными завитушками, спиралями и красивостями а-ля рококо на корпусе, выставленную на лондонскую выставку в тысяча девятьсот пятьдесят первому году.
Невзирая на все вышеперечисленное, школы игры на арф-гитаре как-то не сложилось - история знает одного-двух виртуозов, специализировавшегося конкретно на ней, но те, увы, не оставили после себя почти никакого творческого наследия. Также не было и теоретических материалов - а если и были, то их уже не сыщешь.. Тому, собственно, есть одна весьма логичная причина - не стоит забывать, что сама великая и ужасная шестиструнная гитара, ныне известная всем и всюду, в те годы только начинала победное шествие по центральной Европе, и арф-гитара (как и арф-укулеле, арф-цистра и иже с ними) была лишь неким побочным ее детищем, наряду с многими другими, которых, впрочем, ожидала еще более грустная судьба.
Арф-гитара-то как раз уцелела - чудо, не иначе - и дожила до двадцатого века (причем как в Америке, так и в Европе), в котором за нее достаточно плотно взялись тогдашние прогрессивные лютье: были созданы новые конструкции, новые модификации, новые модели - из которых и состоит почти весь нынешний рынок арф-гитар.
И хотя повального увлечения ею не наблюдалось (арф-гитара была и остается диковинкой, достаточно трудной в освоении и пригодной, в основном, для сольной гитарной музыки либо для синтетического фолка с фирменными переливами арф-арпеджио. Что, согласитесь, не Битлз), арф-гитара кое-как пережила безумный двадцатый век со всеми его войнами и революциями, войдя в двадцать первый с репутацией "старого инструмента не для всех". Теперь ее производят по всему миру в стабильно достаточных количествах: в Штатах ими занимаются Уильям Итан и Крис Натсен, в Японии - целый бэнд Солманья, в Европе - Юрий Ландман (куда уж без него) и многие другие.. А предложение рождает спрос.
Устройство арф-гитары
Арф-гитары устроены по-разному: даже если исключить вышеупомянутые варианты made in XIX, вариантов ее легион. Количество струн варьируется от двенадцати (шесть ладовых, шесть открытых) до сорока с лишним (как в случае с эпохальным канадским креативом Picasso guitar за авторством Линды Манзер), в основном останавливаясь в районе полутора дюжин.
Принцип один и тот же: есть корпус, среднюю его часть занимает узенькая полосочка грифа; стало быть, правая и левая стороны открыты для дополнительных струн. В основном, они басовые и располагаются слева от грифа - хотя встречаются модификации и с теноровыми, которые, если есть, преимущественно, все же располагаются по правую сторону - в этом случае у гитары появляется намного больше общего с родными русскому сердцу гуслями, нежели с арфой...
Единого строя, как и единого стиля, у инструмента не существует - он меняется в зависимости от нужд каждого конкретного исполнителя и, более того, каждой конкретной мелодии. В случае с тэппинг-гитаристами, и на "арфовых", и на гитарных струнах используются консонирующие строи, открытые в большинстве своем. В случае же с исполнителями, брезгующими данной дьявольской техникой, мы можем говорить о дублированном октавой ниже EADGBE - в таком случае открытые струны используются для добавочного баса, что вполне себе бессмысленно и беспощадно, но таки достаточно распространено...
С появлением звукоусиления, арф-гитары начали выпускаться в электричестве (что, кстати, дало весомый результат в плане их популяризации) - благодаря этому инструмент обрел таких поклонников как Джефф Мартин из Tea Party, Джимми Пейдж (который, как известно, успел переиграть едва ли не на всех щипковых) и, значительно позже, Финн Эндрюс из the Veils, ко всей моей злости его поклонника, набирающий все больше и больше очков фавора... Кстати, именно для него вышеупомянутый датчанин Юрий Ландман создал больше дюжины электрических арф-гитар (размером с перекормленную укулеле), оснащенных подвижным бриджем на открытых струнах, что, соответственно, позволило настраивать их на разную высоту и дало новое направление в строении данного инструмента.
Кто играет на арф-гитарах
Как сообщалось ранее, ни стиля, ни школы арф-гитара не породила. Более того, если не вдаваться в губительную рефлексию о теплом арф-гитарном оттенке, можно с уверенностью заявлять, что все, играемое на ней, без потери качества легко перекладывается на две гитары - и, в самых страшных случаях, на гусли. Поэтому основными клиентами арф-гитарного фронта являются сольные гитаристы, типа Пета Метени, счастливого владельца Picasso, Каки Кинг, тэп-гитаристки номер в один мире, Энди МакКи, завоевавшего, насколько я могу судить, рунет, и, скажем, Антуана Дюфу, у которого завоевание русскогоязычного сектора еще впереди.
Собственно, инструментальная музыка - практически единственная сфера применения арф-гитары; все группы, названные и неназванные в этой статье, прекрасно обходятся во время студийных сессий без них, и прибегают к ним только на концертах. Ибо круто.
Где купить арф-гитару
Как справедливо замечает Франк Дусетт, гитарфист и автор многих статей о своем инструменте, "спросите любого арф-гитариста о самых распространенных вопросах про его инструмент, и вы, вероятнее всего, услышите в ответ "что это за хрень?!" и следующий за ним "Где мне достать такую?". Все ответы уходят в интернет, так как у нас в России этой штуки вроде как нет.
Перед покупкой неофиту стоит определиться с ответами на два вопроса: электро или акустика (читай: рок или инструменталы) и "сколько зарплат я готов на это положить".
По собственному опыту знаю, что коммерческие варианты звучат неплохо - и стоят от пятидесяти тысяч рублей. Заказывать лучше из Европы, ибо дешевле и не хуже - ну и желательно, конечно, послушать предварительно выбранный инструмент, через видео или, что лучше, через тамошних знакомых, сведущих в музыке.
Вот две полезных ссылки для покупающих: статья на сайте, посвященном арф-гитарам, по выбору оных (все на английском, конечно) http://www.harpguitars.net/luthiers/shopping/harp_guitar_shopping.htm. И другой сайт, на котором они продаются http://www.harpguitarmusic.com/instruments.htm. Там можно понять, что к чему по ценам, и заодно - какие они бывают: за отсутствием серийного производства, каждая гитара - единственная в своем роде.
Резюмируя
Инструмент - прекрасный. Инструмент - редкий. Достаточно бесполезный, однако не лишенный определенных преимуществ перед привычной гитарой в исполнительском плане. Явная будущая жертва налога на роскошь, буде коммунисты таки введут оный в России. Если покупать - то только крутым тэппинг-стайл гитаристам, ибо у прочих искушение повесить его на стенку и любоваться, не снимая, будет очень велико.
© Гайто, 2012 год.