Истина в труде... Настройка гитары
Настройка: к десятилетиями, может более, установившимся правилам настройки (подстройки) инструмента, что можно добавить не повторяя общеизвестного? Кажется, ни – че – го! Однако думаю полезно вспомнить о немногом старом, вроде войти в роль и помочь разобраться в редкоупотребляемом, а для некоторых и в почти неизветсном:
- 1-я струна «ми», зажатая на 5-м ладу, настраивается под оркестровый камертон или «ля» кокого-небудь правильно настроенного инструмента;
- Зажатая на V ладу 6-я струна должна звучать в унисон с открытой 5-й;
- открытая 4-я струна должна звучать в унисон с 5-й, зажатой на V ладу;
- открытая 3-я струна должна звучать в унисон с 4-й, зажатой на V ладу;
- открытая 2-я струна должна звучать в унисон с 3-й, зажатой на IV ладу;
- открытая 1-я струна должна звучать в унисон со 2-й, зажатой на V ладу.
Можно настроиться и гораздо сложным путем, который определенно надежнее и выдает наибольшую чистоту звучания, с меньшим количеством сопроводительных «грязных» обертонов. Путь этот особенно годен если имеешь дело с прислучае приобретенным аккордом у непорядочных, ненадежных «фирм».
- открытая 6-я струна должна звучать на октаву ниже 5-й зажатой на VII ладу;
- открытая 5-я струна должна звучать на октаву ниже 4-й зажатой на VII ладу;
- открытая 4-я струна должна звучать на октаву ниже 3-й, зажатой на VII ладу;
- открытая 3-я струна должна звучать на октаву ниже 2-й зажатой на VIII ладу;
- открытая 2-я струна должна звучать на октаву ниже 1-й зажатой на VII ладу;
- открытая 1-я струна должна звучать на октаву выше 5-й зажатой на VII ладу и на две октавы выше открытой 6-й струны.
А также, чтобы проверить правильность строя, можно настроиться октавами получаемыми на двух отдаленных друг от друга струнах.
- открытая 6-я струна должна звучать на октаву ниже 4-й зажатой на II ладу;
- открытая 5-я струна должна звучать на октаву ниже 3-й зажатой на II ладу;
- открытая 4-я струна должна звучать на октаву ниже 2-й зажатой на III ладу;
- открытая 3-я струна должна звучать на октаву ниже 1-й зажатой на III ладу;
- открытая 2-я струна должна звучать на октаву выше 5-й зажатой на II ладу;
- открытая 1-я струна должна звучать на октаву выше 4-й зажатой на II ладу *.
*Авторское мнение: подобная ”радарная наладка” гитары обеспечивает максимальную ”выправку” строя из ”грязного” аккорда. Предлагаемый последний вариант лично я использую лишь по особой надобности: при записи альбомов, видеороликов, выступлений по телерадиоэфиру, т. е., когда необходима особая чистота строя.
Народная мудрость гудит, мол …от тюрьмы и от суммы не зарекайся! Что – то похожее есть и у нас, у гитаристов. Действительно, от некачественных струн, по – случаю и краней нужде преибретенных незадолго до концерта, а также от дурного менеджера, или от непрофессионального администратора постоялого двора, мнящего себя «шестизвездочным хлюстом», перед кем, все ваши титулы, звания – ничто, кроме подсунутой «зелененькой», или от дурного глаза, подосланного завистливым «коллегой - специалистом», которым полным - полна наша прекрасная землица, или от пятого, десятого, сколь не старайся, не отделаешся.