Истина в труде... Свобода игры
Не от лукавого, но, отмечу, с превеликими трудами найденная узенькая тропиночка, как без излишних напряжений, естественнее, качественнее музицировать, продолжить начатое великое гитарное дело в стиле общеизвестных виртуозов классической музыки всех времен и народов, которых искренне уважаю, наверняка, многими воспринималось с черной завистью. И сегодня «иногдашние» спотыкания, даже незначительные огрехи в игре, жизни, доставляют им минуты кайфа, заставляя радостно повторять слова мудреца: «Как здорово, что гений не бессмертен!». Мой вам совет, чаще вспоминайте слова великого трибуна футуристов начала прошлого века Владимира Маяковского: …хочешь быть счастливым? будь им! Засим, улыбнитесь, пошлите всех к черту, плюньте через левое плечо, и… шагайте по отведенной! Так как, если хоть единожды попробуете (или уже пробовали) «на зуб» большую сцену, кучу аплодисментов, сладостное «браво!» только тогда начинаете всерьез ощущать, что для этого стоило родиться, стоило мучиться и, черт возьми, стоит жить!
Вернусь к начатому. Великие коллеги - исполнители разных поколений, не взирая на инструмент (и прямо, и в межстрочии) чуть ли не в один голос подавали весточки потомкам, что при желании «хорошо» играть на чем-то, следует сначала по-настоящему научиться работать с ним «хорошо!». Это - один из краеугольных камней успеха, который не устаю повторять.
Конечно, с одного взгляда, в несколько странных приемах занятий (предлагаемых по ходу труда) не всегда все понятно, порой, предельно расплывчато, иногда даже невероятно. Тем более, что мощь и диапазон современного инструмента среди сосновокленовосамшитовых собратьев до бесконечности велик и импозантен: три октавы плюс квинта, включающие в себе все хроматические интервалы. А если «довесить» ко всему естественные и искусственные фляжолеты, которые увеличивают диапазон до четырех октав, а также перестраивание 6-й струны увеличивающее диапазон еще на один тон, трудности владения инструментом в истинном совершенстве еще более консолидируются. Однако, вдумавшись, строго проанализировав предлагаемое, дополнив их личными наблюдениями (без таковых не бывает), вы, с получением хотя бы мизерного эффекта свободной игры, эффекта, мол «у меня все получается, на инструменте могу делать все что хочу и как хочу…» испытаете огромное и несравнимое счастье. Правда, эта свобода «держится» недолго. Возрадовав, начинает постепенно угасать, возвращая рукам старое: напряжение, застревающие пассажи, «пустой» звук, все другое неприятнознакомое. Именно здесь не следует теряться, опускать руки (не в прямом смысле, конечно), отчаиваться. Эту «свободу» следует постоянно «оберегать», «подпитывать», «закреплять» долгими занятиями, взяв за стимул тираду: «…ведь показалась Шельма, ведь дала Плутовка почувствовать доселе неведомые ощущения, значит существует, значит есть свет в конце тоннеля».
Испытав подобные чувства, только тогда явится неуемное и страстное желание реально достичь еще недавно казавшееся недостижимым, т. е. свободы игры на избранном инструменте. Повторюсь, выполняя предлагаемое, плюс (в обязательном порядке) и ваши выкладки, многое поставят на свои места. Колебания исчезнут, наступит уверенность, а значит и дерзание, иначе, куда девать вещий сон Джузеппе Тартини, там узревшего свою знаменитую «Дьявольскую трель»? Куда скинуть дрему Дмитрия Менделеева, там словившего всю сложность гаммы молекулярного расклада химических веществ природы? Таких примеров много...