Истина в труде... Гитарное звучание

Что касается работы над двойными нотами, то она идет со строжайшей слежкой за одновременностью извлечения обоих звуков с одинаковой пропорцией звучания. Вообще попарная работа пальцев правой руки (долгая) способствует свободно и с качественным звуком исполнять пассажи в терциях, и октавах столь часто встречающихся в подвинутых произведениях. При этом надо помнить, что звуки нужно старатся извлекать как можно свободной кистью правой руки, не забывать и о левой.

Также очень полезно тренировать звукоизвлечение аккордов из 3-х, 4-х, 5-и звуков. Желательно на открытых струнах.

Замечу, что от всех отличительное гитарное звучание: особая сочность, салонность, бархатность тонов, в созвучий с разновидностью каждой струны в отдельности и, всех взятых вместе, открывают широкие возможности одолеть редчаейшие по сложности звучания, почти изъятые из учебных программ, многими подзабытые, по мне более приемлемые для церковного гитаропения, произведения старых мастеров «сладкого слога»: Сантьяго де Мурсиа, Ханса Нейзидлера, Антонио де Кабесона, Диего Ортиса, Андрея Сихры, других известных композиторов давности. Разучивание произведений этих композиторов выведут энтузиаста к истинному пониманию звучания классической гитары, к тому, чтобы верно и правильно понять ее окраску.

Произведения вышеотмеченных маэстро, присутствующие в моем концертном репертуаре, часто напоминают летучую фразу мудреца: «в простом покоится сложность бытия», а также высказывание гениального скрипача 60-х годов прошлого столетия Иегуди Менухина: «…для меня день начинается с исполнения несравнимой кантеленной части великого концерта d-moll великого Феликса Мендельсона, которую каждый раз воспринимаю как утреннюю молитву».

Постепенно исчезающие из «употребления» блики антикварной музыки на совести тех, кто слишком «увлекся» в уже сводящем с ума XXI веке слепотворящим глаза и ум «черным бизнесом». Соблазняя и заманивая в сети молодых мечтателей играть здорово, «прокатывая» родителей наигрываниями на уроках разных заморочек в виде эффектных кусочков стиля фламенко, подозрительных отрезков из «хотовских» вариации (Франсиско Эшея Тарреги), бравируя игрой пальцами правой руки на грифе у пальцев левой, другое, «воспитатели» не хотят, да уже и не могут, помнить о главном – начинать музыкально-эстетическое воспитание Человека не с повседневной бравады, а с преподанной Богом от сотворения камерной музыки.

Молодые коллеги, что до сногсшибательных скоростей, невообразимых пассажей, феерических гитарных эффектов, страстно желаемых вами, не торопитесь, при использовании существующих правельных методах, с учетом личных умных дум они никуда от вас не денутся, ибо, суть - в заголовке книги!*

*Справка: рассказывали, когда к концу 60–х в консерватории еще преподавали воспитанные двух столиц России уже старившиеся “остатки“ профессуры, студентам, наслышанным о чуде русской скрипичной школы: постановке рук, методах, дающих особую свободу музыцирования, они же и советовали ехать в Россию учиться. Тогда, корни школы великого Леопольда Ауэра, его учеников, учеников их учеников еще творили. Давид Ойстрах, Иегудий Менухин, Леонид Коган, Борис Гутников, другие были живым ключом помощи желающим поучиться. Достаточным примером считаю моих соотечественниц: великую Лиану Исакадзе, известнейших скрипачек, сестер Марину, Ирину, Нану Яшвили, в разное время и ради учебы покинувших страну… Многое кануло с тех времен, многое ушло, имена остались.