Истина в труде... Тайны мастеров
Конечно, надо учитывать, что жизнь ждет ответов не высосанных из пальца. Слишком долго теоретические построения игнорировали естественные процессы. Живая природа, частью коей мы являемся, по сей день многое скрывает от нас. Поэтому, никак не заполучим возможность по своей прихоти отменять ни одно из ее вековечных предписаний.
Продолжу, первоисточники сообщают: «…Паганини строго скрывал все, что касалось методов занятий». Видимо в его особом жизненном каламбуре армия «исторических соглядатаев» (как их величают) или недопетрила с методой, или недоисследовала, или сам «великий возмутитель спокойствия» ничего толково-объяснимого не оставил потомкам. К тому же строго наказал единственному сынишке Ахилла: …все отдать историкам, кроме того, чего страсть как не хотел никому переадресовывать, чему были пожертвованы детство, юность, молодость и в чем была вся его жизнь. Вот, - это «все» и забрал маэстро с собой! Тогда, наверное, или видимо, было такое понимание своей ауры, жизненного кредо, своего «Я». Хотя, когда и где бывало иначе?
Не секрет, что свои неповторимые, многими за целую жизнь так и не сыгранные «24 Каприччо», Паганини долго не публиковал, следовательно, исполнял только сам. Скажу жестче, а может обиженный на Мир маэстро вообще и навсегда хотел остаться неповторимо-единственным на мировом пьедестале славы? Например, как Руставели, как Пушкин, как Шекспир, которым это здорово удалось!
Проф. Израиль Ямпольский, в своей скрупулезной монографии «Никколо Паганини», ссылаясь на первоисточники, отмечает, что …к концу жизни скрипач собрался публиковать личные методы занятий, однако, видимо, передумал и кроме богатейшего композиционного наследия, до сих пор недоопубликованного, ничего не оставил потомкам, оставил лишь невообразимые легенды о себе.*
*Справка: ”Никколо Паганини”, И. Ямпольский, М., 61. “Паганини “, М. Тибальди – Кьеза, М., 86. “Н. Паганини, Жизнь и творчество“, В. Григорьев, М., 87
Разве не загадка, как, коим образом творил без слуха великий Петр Чайковский все различая лишь в цветах? Как удавалось композитору Николаю Римскому-Корсакову, держа рояль с закрытой крышкой, создавать крупноблочные шедевры? Как достиг вибрации на рояле Ференц Лист? Куда пристроить реплику, брошенную великим английским драматургом Бернардом Шоу «послепаганиниевскому» уникуму, скрипачу Яше Хейфецу: …Маэстро, сыграйте несколько фальшивых нот, чтобы нам увериться, что вы – не Бог? Подобного в истории музыки много, только, как добраться до всего, ответов мало!
Блестящий скрипач Фриц Крейслер писал, что …он много работал в жизни… и считает, что надо упражняться столько, сколько нужно, чтобы пальцы были в хорошем состоянии… для концертирующего скрипача, …важнее оставаться умственно и физически свежим, быть в нужном настроении для своей работы… техническая же подготовка есть нечто само - собой разумеющееся и великое.
Хотя случай из жизни, который хочу рассказать, не ровня упомянутым титанам, все же… Во время учебы отца в консерватории, в семье деда нередко собиралась профессура, студенты: играли в шахматы, нарды, спорили, строили планы, музицировали. С отцом особенно якшался подающий большие надежды скрипач (не стоит называть фамилии, сегодня подвизается в кафе-барах Парижа). Отец, понимая, что переселением упущено драгоценное время, все же старался нагнать судьбу – куртизанку.
Отчаявшись, в один из вечеров решил попросить друга, поделиться хоть каким – то секретом, чтобы преодолеть некоторые технические трудности финала «Цыганских напевов» Пабло Сарасате. «Друг, который, - по словам великого барда Владимира Высоцкого, - оказался и не друг, и не враг, а так…» дослушал отца, со смаком допил рог с «Цинандали», покрутил у виска пальцем и навсегда покинул дом…