Истина в труде... Иоганн Себастьян Бах
С того, что гитара и скрипка были издавна весьма близки друг к другу, воочию и досконально уверял всех глубокочтимый меаэстро Паганини. Следуя повествованиям историков, скрипач играл на гитаре не менее виртуозно, чем на коронном инструменте. Уверена, что на гитаре тогда играли многие, хотя бы потому, что частые гастрольные переезды на закладных, отнимали у концертанта уйму времени. Так, например, переезд из Европы в Россию в лучшем случае занимал 2 – 3, недели, не особенно близко отстояли друг от друга и иные Европейские страны, города, а гастроли в Азию? Вот тут – то и возникала палочка – выручалочка в лице ее величества – гитары (или ее собратьев), которая создавала особо-реальные возможности музицирования в каретах, кибитках… т. е. в малогабаритных, малокомфортных условиях, без размаха смычка поддерживать нужную форму.
Видимо, из-за врожденной «скромности», в мемуарах и воспоминаниях, гитару не вспоминают великие того времени: скрипачи, альтисты, виолончелисты, клавессинисты и даже «роялисты». Как – будто гитары и не было вовсе. А может и здесь, и в этом случае хитрили знаменитые и за много лет до появления паровых машын, иной механической силы, с помощью гитары поддерживали свою «спортивную» форму? Неумолимое время все умело с пути, оставив лишь догадки…
Величайший представитель мировой гуманистической культуры, неповторимый творец великой полифонии Иоганн Себастьян Бах оставил человечеству целую вязь драгоценностей, в которую особым «голубым карбункулом» вкраплена знаменитая «Чакона» из 2-й партиты для скрипки - непревзойденный образец духовного классицизма.
Для разучивания «Чаконы», с подведением произведения к мечте – исполнению на высоком уповне, работать приходится каторжно. Очень полезно вначале, чтобы вникнуть в задумку композитора, по заранее продуманному плану долго и настырно копатся в библиотеках, много читать, анализировать, подбирать кусочки из разных сложных этюдов, упражнений, причем, не только для гитары, строго следить за сложнейшей ритмикой, которая, несмотря на кажущуюся простоту, весьма каверзна и запросто может увести к ложной тропе. После, все «всаживать» в пальцы и, конечно, твердо заучивать с квалифицированным педагогом.
Кантабиле и вальс для скрипки в сопровождении гитары (автограф, партия скрипки):
Со своего наблюдательного уверена, что c большими трудами изученная «Чакона», подведет солиста до самих краев понимания, что ей должны быть полностью отданы: долгая и кропотливая работа с долей фанатизма, особая любовь, адская преданность… Кроме всего, каждое сценическое исполнение должно поглощать уйму сил, эмоций, требовать обязательного виртуозного технического совершенства, такого, каким задумал создатель.