Создание басовой линии

Иногда возникают ситуации, когда вашей группе необходимо срочно исполнить малознакомую, например, эстрадную песню. В любом источнике без труда можно найти подробную последовательность аккордов. Для ритм-гитары этого достаточно. Информации по басу, как и по барабанам, намного меньше. Что делать? Можно, параллельно гитаристу старательно долбить тоники, или начинать думать, используя несколько паттернов (шаблонов) и правил.

Единственно верного решения не существует. В заданной гармонической последовательности можно предложить 10000 вариантов одинаково грамотных басовых линий.

Начинаем с тоники на сильную долю, добавляем пятую ступень (квинта) и используем октаву от тоники. Ошибиться невозможно, это самые устойчивые интервалы, годятся под любой аккорд, поскольку не имеют тональности. Не минор и не мажор.

По этой простейшей схеме: тоника, квинта вниз, квинта вверх, октава, строятся большинство басовых линий в стилях диско, джаз, поп, регги, фанк, фьюжн, кантри, поп-рок, и аранжированная под хард-рок попса.

Независимая басовая линия

Основной прием - обыгрывание аккорда. Добавляя к тонике и пятой ступени третью ступень, получаем классическое трезвучие, исполненное последовательно (арпеджио). Третья ступень мажорной гаммы даст мажорный аккорд, минорной гаммы - минорный. Добавляйте «проходные» ноты из хроматического ряда, например, как связующие, перед сменой тональности, или дополняя вокальную линию.

Например, рок-н-ролл, типичный пример независимой партии, основанной только на мажорной гамме.

Шагающий бас. Добейтесь ровной, непрерывной пульсации на равные сильные доли.

  1. На каждую долю играется нота аккорда.
  2. Ноты аккорда, но на последнюю долю проходная нота (далее смена тональности).
  3. Первая и третья доли ноты аккорда, вторая и четвертая доли проходные ноты.
  4. Первая и вторая доли ноты аккорда, третья и четвертая доли проходные ноты.

Любая схема одинаково хорошо работает.

Используя дополнительно шестую ступень, можно уйти в области, близкие к блюзу.

Скольжение (свинг). С опорой только на две ноты (квинта и октава) можно легко придумать довольно много джаз и фанк рисунков. Попробуйте сместить акценты, чтобы получить равномерное движение. Пусть первая доля звучит немного дольше. Например, размер половинка, четверть, две восьмые. Используйте синкопы (смещение акцента на слабую долю).

Не перегружайте музыкальную композицию лишними нотами, поверьте, будет каша. Вы не Ингви Мальмстин, а у бас гитары в ансамбле другие задачи!

Возьмем, условно, четыре аккорда, и ровненько гоняем их по кругу. Именно наложенная сверху партия баса обозначит для слушателя стиль композиции. Не меняя гармонической последовательности, но кардинально изменив басовую линию рок-н-ролл превращается в диско.

Бас гитара в тяжелых стилях

Тот случай, когда использование только тоник замечательно работает. Огромное количество песен основано на таких партиях. Это весь панк, пост-панк и все его производные, включая core, классика хеви, пауэр- метал, шред, неоклассика, большая часть гранжа, блэк-метал. Задача обеспечить ровный, плотный, тяжелый подклад, обеспечив соло гитаристам свободу действий.

Так называемый, лидер бас, построен по похожей схеме, только содержит еще элементы рифа, и, пассажи. Трио и квартеты с одним гитаристом. Подгруженный бас выдвинут на первый план, определяет степень тяжести звучания, и по сути является уже ритм гитарой.

Риффованый бас. Дублирует гитарные рифы, или генерирует независимые. Все хард-роки блюзовово происхождения, индастриал-метал, треш, техно-треш, дум, дет и все его производные, нью и альтернатива. Басовая партия состоит из одного, чаще двух рифов. Но в особо запущенных случаях дета и техно- треша Вам придется генерировать до восьми рифов в разном темпе в одной композиции.

Виталий Мякотин © 2014 г.