Гитара Стик Чэпмена


Идея сделать гитару, на которой можно было бы играть как на пианино - одновременно и мелодию, и аккомпанемент - пришла в голову Эммету Чапмену как раз в середине семидесятых. Будучи преданным поклонником саксофониста Джона Колтрейна, редко расстававшегося с квартетом на своих концертах, Эммет чувствовал, что в обычной технике гитарной игры игры ему банально не хватает нот и потому играл своим фирменным, хоть и не новым, способом "свободных рук", то бишь тэппингом - не зная, что тот использовался Никколо Паганини еще аж в девятнадцатом веке. Для того, чтобы облегчить себе жизнь, Чапмен приступил к проектированию специальной гитары, более приспособленной для игры двумя руками - для этого требовался расширенный гриф, уменьшенная высота струн и, что немаловажно, новая, более легкая форма.

Гитара стик

Спустя почти десять лет, 1974ом году, в серийное производство поступил некий Стик Чапмена, "Chapman Stick", представлявший собой голый гитарный гриф, удлиненный и увеличенный по ширине по сравнению с привычной нам версией, внизу которого, под ладами, располагались звукосниматели - минимализм в его лучшем преломлении!

Конструкция версии 1.0 была такова, что на грифе располагалось десять струн - пять "басовых" и пять "аккордных". Диапазон классического строя был огромен - от F# малой или, в научной нотации, пятой октавы (это на тон выше первой гитарной струны) до C большой или, соответственно, второй октавы (что на два тона ниже четвертой басовой струны). Весь же строй был таким: DAEBF#CGDAE.

Специфично, что самая высокая и самая низкая струны расположились посередине грифа - и несмотря на внешний идиотизм и непривычность данного расположения, в нем есть своя логика, объясняющаяся удобной конфигурацией пальцев относительно созвучий.

10 октября 1974 года Чапмен пришел на шоу What's My Line, где продемонстрировал широкой общественности свое изобретение заодно с чудесами тэппинг-стайла. Следом за ним уже в других местах и штатах со стиком выступали инсайдеры проекта, знакомые с инструментом еще со стадии ранних наработок - Альф Джонсон, бывший, а тогда еще будущий басист Weather Report и Тони Левин, талантливый сессионщик, которому предстоит прославиться в работах с King Crimson, Pink Floyd, Dire Straits и многими другими.

Успех был огромен. Стик Чапмена, как и тэппинг вообще, очень быстро завоевали себе популярность, окупив разом и затраты на производство первой партии, и те десять лет, что ушли на строительство инструмента.

Версией 2.0 был, разумеется, эдакий crazy edition, в котором число струн достигло двенадцати - эта модификация, кстати, стала самой популярной.

Версией 3.0 (не затмившей, разумеется, предыдущих) был bass adaptation - в нем было всего восемь струн, и то, доминировали басовые, поэтому модель приобрела хотя и довольно широкую известноcть, но в достаточно узких кругах.

Версия 4.0 явно посвящалась девяностым, Чапмен явно предвидел (или подглядел у современников the Who) массовое безумие на сцене с уничтожением гитар, разламыванием аппаратуры, прорезанием бочек и прочим нонконформистским вандализмом - поэтому она оснащена стержнем из карбонового волокна и сделана из графита.

Версии 1.2 и 1.3 представляли собой классический стик с уменьшенной мензурой special for guitarists с десятью и двенадцатью струнами соотвественно. То есть обычный такой гриф, только чуть пошире - чтобы привыкание прошло более плавно.

Наконец, версия 5.0 ultimate-new-innovative-and-contemporary находится на стадии разработки. Занимается ей Чапмен (в свои-то семьдесят пять..) в соавторстве с Недом Штайнбергером, главным креативщиком на ниве инструментостроения и владельцем серии изобретений имени себя. Новая версия будет восьмиструнной и адаптированной для широкой музыкальной общественности - на ней можно будет с равным успехом играть щипком, медиатором, слэп-энд-попом и, что характерно, тэппингом.

В общем, всем стик угодил - и басистам, и гитаристам, и даже халкам от музыкальной индустрии в духе "круши-ломай". В свете этого тем более странно, что инструмент мало известен новому поколению гитаристов - пора экспериментов, конечно, прошла, но это же не повод класть свой терменвокс в шкаф?

Теперь о печальном. Производят стики почти исключительно в Америке (внимание: не американские фирмы в Европе и их франшизы и дистрибьютеры, а вот совсем в Америке), и стоят они там в среднем две тысячи триста долларов (цена варьируется от модели к модели).

В целом же, думаю, перед тем, как купить стик, нужно сильно подумать - нужен он вам вообще или нет. По словам знакомых гитаристов, чтобы нормально научиться на нем играть даже профессиональному музыканту понадобится год-два, а то и все десять.

© Гайто, 2012 год.