Как читать табулатуры


Что нужно знать, приступая к уроку:

Применение табулатур

Табулатуры или просто табы применяются для записи музыкальных произведений среди гитаристов. Это несколько упрощает жизнь гитаристов, поскольку необязательно учить ноты и нотную запись (хотя, если Вы решили достичь серьезного уровня, Вам необходимо будет выучить ноты) или иметь музыкальное образование.

Табулатуры могут применяться для всех видов гитар, с любым количеством струн и в любом строе. Практически любое музыкальное произведение для гитары можно записать в виде табулатуры. Для составления табулатур существует множество программ, наиболее распространенная из которых Guitar Pro - редактор табулатур с большими возможностями. В интернете на данный момент можно найти множество произведений в формате этой программы (gtp, gt4, gt5).

Основные обозначения

Табулатура состоит из горизонтальных линеек, количество которых, как правило, равно количеству струн и вертикальных, которые разделяют композицию на такты. Каждая горизонтальная линейка соответствует струне гитары, начиная с самой тонкой и заканчивая самой толстой, если читать табулатуру сверху вниз.

Слева от каждой горизонтальной линейки, обычно указаны струны: либо по номерам (в этом случае строй гитары должен быть указан перед табулатурой), либо по названию ноты открытой струны. При этом названия нот записываются в латинской нотации, при этом струна шестая струна записывается прописной буквой (E), а первая струна - строчной (e). Если слева от линейки нет указания номеров струн или нот и нет указания на строй гитары перед табулатурой, то применяется стандартный строй для того вида гитары, для которого записана табулатура.

e||--------|--------| - первая струна
B||--------|--------| - вторая струна
G||--------|--------| - третья струна
D||--------|--------| - четвертая струна
A||--------|--------| - пятая струна
E||--------|--------| - шестая струна

Количество линеек может не совпадать с количеством струн, напимер при записи табулатуры соло партии можно встретить сокращенную запись табулатуры, в которой указаны только те струны, которые участвуют в партии.

Цифра на горизонтальной линейке обозначает номер лада, на котором нужно прижать струну. Если указана цифра 0, то играет открытая струна. Необязательные ноты, то есть ноты которые можно не играть указываются в скобках. Пример табулатуры (припев песни "Город Золотой"):

e||-5-5-----3-3-1-0-1-5-|-3-----1-1-0---0-3-|
B||-------2-------------|-----0-------4-----|
G||-----2---------------|---0---------------|
D||-----------0-------0-|-------------------|
A||---4-----------------|---------3---------|
E||---------------------|-3-----------------|

e||---0---5-10-8-7-5-5-4-|
B||-3---6----------------|
G||----------------------|
D||-0--------------------|
A||----------------------|
E||------------------0---|

Если несколько цифр стоят вертикально на одной линии, значит эти звуки нужно извлекать одновременно. Например аккорд Ля минор (Am) выглядит так:

e|----0---
B|----1---
G|----2---
D|----2---
A|----0---
E|----X---

Обратите внимание на знак X на 6-ой струне, этот знак указывает, что струна звучать не должна.

Обозначения приемов игры, применяемые при записи в табулатур.

Глисандо или скольжение обозначается знаками \ и / между двух цифр (нисходящее и восходящее глиссандо соответственно), что указывает на скольжение по струне от лада, на который указывает первая цифра до лада, на который указывает вторая:

e|----3/5----|----5\2----|

В этом примере применяется скольжение по первой струне сначала с третьего лада на пятый, а затем с пятого на второй.

Легатто обозначается знаками p и h (нисходящее (pull off) и восходящее (hammer on) легатто соответственно), которые указываются между двух нот, где звук извлекается на первой ноте пальцем правой руки, а последующий звук извлекается пальцем левой. Краткий пример (сначала восходящее, потом нисходящее легатто):

e|----2h3----|----3p0----|

Вибрато обозначается знаком ~ который ставится после ноты столько раз, как долго должна звучать струна.

Бэнд или подтяжка струны обозначается знаком ^ между двух нот, при этом звук повышается с первой до второй ноты. Как правило, этот метод применяется при игре на электрогитаре.