Чет Аткинс (Chet Atkins)
Охарактеризовать творчество Чета Аткинса сложно без поэтических определений. Легендарный гитарист достиг невероятного успеха, выйдя из весьма простой среды. Начиная с ранней юности, Чет был безгранично предан делу всей своей жизни и сумел достичь невероятных высот в стиле кантри, совершив огромный по своей значимости вклад в гитарную музыку.
Честер Бертон Эткинс (род. в 1924) рос на ферме штата Теннесси. Музыкальность у Чета была в крови: его дяди играли на скрипке, отец был учителем музыки. С самого раннего детства Чет уже серьезно увлекался игрой на скрипке и гитаре, чуть позже начал выступать на местных концертах и вечеринках. Увлекался Чет такими исполнителями, как Les Paul, George Barnes и The Sons of the Pioneers. Уже подростком будущий великий музыкант играл в эфире местных радиостанций, а в 18 лет уже начал работать на радиостанции в Ноксвилле, но вскоре ушел оттуда, и начал карьеру «вольного» скрипача и гитариста.
Когда Аткинсу стало известно, что звезда радиошоу Grand Ole Opry Red Foley ищет на замену гитариста, он встретился с Foley, и ему сразу же было предложено соло по субботним вечерам на концерте, который транслировался на все США.
Однако проработал он там недолго, и в 1947 году получил предложение от Steve Holes записаться в музыкальной студии. Аткинс согласился. Его запись не имела грандиозного коммерческого успеха, однако композиции "Main Street Breakdown" и "Galloping on the Guitar" обрели популярность на ведущих радиостанциях страны. Чет начал записываться как сольный исполнитель, и в 1951 году выпустил свой первый LP, одновременно занимаясь продюсерством сессий лейбла в родном штате.
В последующие года под его непосредственным руководством вышли записи Don Gibson, Elvis Presley, Waylon Jennings, Charlie Pride, а его новаторское направление под названием "Нэшвилльский звук" придало музыке кантри статус практически самого коммерчески успешного стиля в стране.
В 1968 году Чет был назначен вице-президентом кантри-крыла, а в 1972 перешел на новый лейбл Columbia Records, где было выпущено немало его легендарных работ и несколько новых альбомов.
За свою жизнь Чет Аткинс записал около 30ти сольных альбомов, в 1973 г. за достижения в музыке был избран в «Зал музыкальной славы».
30 июня 2001 года, в возрасте 77ми лет, знаменитый и легендарный музыкант стиля кантри Чет Аткинс ушел из жизни. Одна из улиц в Нэшвилле была названа его именем. Миллионам слушателей он навсегда запомнился как Джентельмен Кантри.
Невероятный успех «Мистера Гитары» был основан на его утонченном владении техникой так называемого пальцевого звукоизвлечения. Основу этого стиля игры составляет басовая подвижная линия, исполняемая обычно ногтем большого пальца, и протяжная мелодическая линия на верхних струнах. После мастерского овладения пальцевым стилем Чет дополнил его новаторскими приемами, такими как флажолеты, игра интервалами, пулоффы, электронные эффекты, гаммообразные подходы и др. одним из первых Чет использовал технику так называемых искусственных флажолетов.
На протяжении 50х – 60х гг имя Чет Аткинс было плотно связано с фирмой по производству гитар Gretsch. Именно благодаря Аткинсу в середине 50х годов появилась одна из первых полуакустических гитар 6120 СА.
В студии Чет очень любил проводить эксперименты с различными звуками. Благодаря его первым записям появились ставшие на сегодняшний день такими широко употребляемыми эффекты, как тремоло, ревер, вау-вау, хорус, гармонизатор, дилей, компрессор, фазовый сдвиг, дисторшн и микросинтезатор.
Интересно почитать:
Какой конец свету обещают пророки? Публикация-размышение.